Написание диплома

Гипотеза в дипломной работе

Если тема дипломной работы начинается со слова исследование, то в работе выдвигается гипотеза исследования, которая подвергается доказательству в ходе работы.

Гипотеза – это предположение, сформулированное студентом на основе анализа априорных научных данных по предметной теме.

Основные термины и понятия теории гипотез

Предметная область – отрасль знаний, в которой проводится исследование и выдвигается гипотеза.

Основная гипотеза — утверждение о наличии явления, связи между признаками или о силе связи между причиной и следствием.

Альтернативная гипотеза — противоположное основному утверждение.

Ошибка — статистическая величина, обычно пять процентов, допустимая погрешность доказательства гипотезы.

Выдвижение гипотезы в предметной области зависит от характера исследования.

Рассмотрим пример:

 Тема «Исследование особенностей девиантного поведения у подростков»

  • Предметная область – подростковая среда для детей из неблагополучных семей или подростков из детских домов и интернатов.

  • Научная база исследования – труды в области детской психологии и педагогике, посвященные поведению детей и подростков.

  • Анализ научной литературы – сбор аналитической информации об особенностях поведения и причинах возникновения трудностей в воспитании и обучении детей из различных социумов.

  • Выводы по обзору – выделение исследовательской части; определение девиантного поведения, его особенностей

  • Выдвижение гипотезы – например, особенности девиантного поведения зависят от … ( перечень факторов, которые, с точки зрения автора, влияют на поведение)

Еще один пример:

Как правильно формулировать гипотезу?

Формулировка гипотезы – это утверждение о причинно-следственной связи между различными факторами.

Доказательство гипотезы – это установление связи между причиной и следствием методами, как правило, статистического анализа.

Статистический анализ применяется к исходным данным, которые получают в ходе эксперимента или сбора фактических данных о предмете исследования.

Здесь возможны два варианта:

  • Выбрать в качестве экспериментальной площадки группу людей, коллектив, организацию. Например, группу подростков с девиантным поведением и изучать особенности образа жизни, поведения, целеустремления и других важных, с точки зрения исследования, факторов. На основе собранных качественных факторов логически вывести непротиворечащие науке выводы. Этот вариант подразумевает проведение пассивного наблюдения.
  • Второй вариант – проведение эксперимента с участием подростков. В этом случае требуется, чтобы участники были задействованы в эксперименте: ответили на вопросы анкеты, описали жизненные ситуации, дали характеристику окружающим людям, событиям. Этот вариант – активный эксперимент. Это более сложная форма организации работы. Возможна в рамках студенческой работы, только если студент работает в этой сфере или имеет возможность привлечь помощников к проведению эксперимента.

Проще дело обстоит, если гипотеза выдвигается в технической или физической предметной области, где проведение эксперимента зависит от научно-лабораторной базы.

Как подтвердить гипотезу дипломной работы?

Когда фактические данные собраны, наступает стадия, предназначенная для анализа  и подтверждения или отклонения выдвинутой гипотезы.

Если есть статистическая количественная выборка, то с помощью корреляционного, регрессионного, дисперсионного анализа устанавливается теснота связи признаков. И если теснота связи между причиной и следствием сильная, то гипотеза подтверждается при определенном значении «альфа» (уровень значимости). В противном случае отклоняется. Уровень значимости – статистическая ошибка оценки, обычно составляет пять процентов.

Если экспериментальные данные имеют качественный характер или описательный, то подтверждение гипотезы базируется на логических выводах, рассуждениях, сравнениях с паттернами и других правилах качественного анализа. Качественные выводы субъективны, количественные – объективны.

Что делать после того, как гипотеза доказана или опровергнута?

  • Если гипотеза доказана, то студент выносит предложения по совершенствованию, улучшению работы или предлагает собственную методику организации работы
  • Если гипотеза отвергается, то делаются выводы.
  • Необходимо собрать больше информации и повторить эксперимент.
  • Изменить условия эксперимента.
  • Связь между факторами не подтверждается. Например, девиантное поведение в семье не является причиной девиантного поведения подростка

Работа с гипотезами, правильная формулировка и план доказательства — сложная многоплановая работа, которая требует знаний не только предмета исследования, но и общеметодологических подходов к оценке гипотез. Более подробно этот вопрос рассмотрен в видео.

Отправьте заявку на бесплатную оценку

Ваш запрос отправлен

Проверьте корректность Ваших данных

Предложения поступят через 10 минут

Узнать цену

Заполните форму. Мы перезвоним за 30 секунд и сообщим стоимость

Прикрепить материалы

×
Заказать бесплатный звонок
+7 (499) 390-40-16
Позвоните нам

Оставьте свой номер телефона и наш менеджер перезвонит вам в течение 15 минут!

×
×