Если тема дипломной работы начинается со слова исследование, то в работе выдвигается гипотеза исследования, которая подвергается доказательству в ходе работы.
Гипотеза – это предположение, сформулированное студентом на основе анализа априорных научных данных по предметной теме.
Содержание
Основные термины и понятия теории гипотез
Предметная область – отрасль знаний, в которой проводится исследование и выдвигается гипотеза.
Основная гипотеза — утверждение о наличии явления, связи между признаками или о силе связи между причиной и следствием.
Альтернативная гипотеза — противоположное основному утверждение.
Ошибка — статистическая величина, обычно пять процентов, допустимая погрешность доказательства гипотезы.
Выдвижение гипотезы в предметной области зависит от характера исследования.
Рассмотрим пример:
Тема «Исследование особенностей девиантного поведения у подростков»
-
Предметная область – подростковая среда для детей из неблагополучных семей или подростков из детских домов и интернатов.
-
Научная база исследования – труды в области детской психологии и педагогике, посвященные поведению детей и подростков.
-
Анализ научной литературы – сбор аналитической информации об особенностях поведения и причинах возникновения трудностей в воспитании и обучении детей из различных социумов.
-
Выводы по обзору – выделение исследовательской части; определение девиантного поведения, его особенностей
-
Выдвижение гипотезы – например, особенности девиантного поведения зависят от … ( перечень факторов, которые, с точки зрения автора, влияют на поведение)
Еще один пример:
Как правильно формулировать гипотезу?
Формулировка гипотезы – это утверждение о причинно-следственной связи между различными факторами.
Доказательство гипотезы – это установление связи между причиной и следствием методами, как правило, статистического анализа.
Статистический анализ применяется к исходным данным, которые получают в ходе эксперимента или сбора фактических данных о предмете исследования.
Здесь возможны два варианта:
- Выбрать в качестве экспериментальной площадки группу людей, коллектив, организацию. Например, группу подростков с девиантным поведением и изучать особенности образа жизни, поведения, целеустремления и других важных, с точки зрения исследования, факторов. На основе собранных качественных факторов логически вывести непротиворечащие науке выводы. Этот вариант подразумевает проведение пассивного наблюдения.
- Второй вариант – проведение эксперимента с участием подростков. В этом случае требуется, чтобы участники были задействованы в эксперименте: ответили на вопросы анкеты, описали жизненные ситуации, дали характеристику окружающим людям, событиям. Этот вариант – активный эксперимент. Это более сложная форма организации работы. Возможна в рамках студенческой работы, только если студент работает в этой сфере или имеет возможность привлечь помощников к проведению эксперимента.
Проще дело обстоит, если гипотеза выдвигается в технической или физической предметной области, где проведение эксперимента зависит от научно-лабораторной базы.
Как подтвердить гипотезу дипломной работы?
Когда фактические данные собраны, наступает стадия, предназначенная для анализа и подтверждения или отклонения выдвинутой гипотезы.
Если есть статистическая количественная выборка, то с помощью корреляционного, регрессионного, дисперсионного анализа устанавливается теснота связи признаков. И если теснота связи между причиной и следствием сильная, то гипотеза подтверждается при определенном значении «альфа» (уровень значимости). В противном случае отклоняется. Уровень значимости – статистическая ошибка оценки, обычно составляет пять процентов.
Если экспериментальные данные имеют качественный характер или описательный, то подтверждение гипотезы базируется на логических выводах, рассуждениях, сравнениях с паттернами и других правилах качественного анализа. Качественные выводы субъективны, количественные – объективны.
Что делать после того, как гипотеза доказана или опровергнута?
- Если гипотеза доказана, то студент выносит предложения по совершенствованию, улучшению работы или предлагает собственную методику организации работы
- Если гипотеза отвергается, то делаются выводы.
- Необходимо собрать больше информации и повторить эксперимент.
- Изменить условия эксперимента.
- Связь между факторами не подтверждается. Например, девиантное поведение в семье не является причиной девиантного поведения подростка
Работа с гипотезами, правильная формулировка и план доказательства — сложная многоплановая работа, которая требует знаний не только предмета исследования, но и общеметодологических подходов к оценке гипотез. Более подробно этот вопрос рассмотрен в видео.